В ФОМС рассказали о новых правилах прикрепления к поликлиникам в России
16 сентября 2025
С сентября 2025 года поменять врача или поликлинику можно в личном кабинете на портале «Госуслуги». С 1 сентября 2025 вступил в силу новый приказ Минздрава РФ, обязывающий все регионы России предоставить жителям возможность прикрепляться к поликлинике или менять врача не только при личном визите в медицинское учреждение, но и через личный кабинет на портале «Госуслуги».
«По действующим правилам каждый гражданин РФ имеет право на замену поликлиники один раз в год. Благодаря этой норме можно прикрепиться не только к поликлинике по месту жительства (по месту регистрации), но и к любой другой, удобной для вас, — рядом с работой или там, где работает врач, который нравится вам», — подчеркивает заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Антон Устюгов.
Два ограничения — такая поликлиника должна оказывать первичную медико-санитарную помощь, и в выбранной поликлинике не должны быть превышены нормативы по количеству прикрепленных пациентов.
Как поменять поликлинику на портале «Госуслуги»? Всем гражданам России старше 14 лет нужно указать данные паспорта, медицинского полиса и СНИЛС. Для онлайн-прикрепления к поликлинике ребенка потребуется предоставить данные свидетельства о рождении, номер полиса ОМС и СНИЛС. Отдельно новый приказ Минздрава детально регламентирует, какие документы нужны для прикрепления людям со статусом беженца, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Медицинская организация должна рассмотреть заявление в течение двух рабочих дней. Затем в личный кабинет «Госуслуг» придет уведомление о подтверждении вашего запроса. В случае если будет принято положительное решение, больше ничего делать не надо — специалисты поликлиники сами направят все необходимые документы в соответствующие службы для внесения изменений в регистр застрахованных лиц и снятия вас с учета в предыдущем медучреждении.
«Личное посещение поликлиник для оформления прикрепления часто становится препятствием к получению своевременной и качественной медицинской помощи по ОМС. Новые правила и сервисы „Госуслуг“ направлены на повышение доступности медицинской помощи для каждого застрахованного. Теперь пациенты смогут получать квалифицированную помощь в наиболее удобных для них медицинских учреждениях, без лишних бюрократических процедур», — отметил председатель ФОМС Илья Баланин.
С этого момента пациент может наблюдаться в новой поликлинике столько, сколько захочет, но не менее одного года. Менять прикрепление чаще одного раза в год можно в случае изменения места жительства. При этом неважно, произошел переезд между районами одного города или между регионами. При проблемах поможет страховая организация У каждого из нас есть полис обязательного медицинского страхования — ОМС.
ОМС — вид социального страхования, который гарантирует бесплатную медицинскую помощь на всей территории России. В рамках системы обязательного медицинского страхования обслуживают граждан РФ (кроме военных), некоторых иностранных граждан и лиц без гражданства.
Что такое полис ОМС? Полис ОМС подтверждает, что вы включены в программу обязательного медицинского страхования и имеете право на бесплатные обращения в медицинские учреждения на территории РФ. Получить медпомощь можно только в тех учреждениях, которые включены в программу. Это необязательно только государственные клиники, могут быть и частные, которые получают компенсацию от государства на оказание разных категорий медпомощи по ОМС. Как правило, частные медицинские центры привлекаются к ОМС при оказании высокотехнологичной помощи, а также при лечении особо опасных заболеваний. Список услуг, доступных по ОМС в частных клиниках вашего города можно уточнить в компании, выдавшей вам полис. Система ОМС в России была создана в 1993 году. Но первый унифицированный полис ОМС появился только в 2011 году: до этого регионы выдавали полисы на разных бланках, что приводило к ошибкам и недопониманиям, если человек из одного региона обращался за медпомощью не по месту жительства. При любых сложностях в получении медицинской помощи, в том числе при отказе в прикреплении к поликлинике, вы можете обратиться в свою страховую медицинскую организацию. Эксперты ОМС напоминают, что, если выбранная вами медицинская организация перегружена или регион прикрепления по полису ОМС отличается от региона проживания, или прошло меньше года со дня последнего прикрепления (при отсутствии смены места жительства), то вам может быть отказано в прикреплении. Отказ в таком случае правомерен, но при этом должен быть официально подтвержден. Если вы считаете, что отказ неправомерен, обращайтесь в страховую компанию, выдавшую вам полис ОМС. Ее сотрудники проверят документы на правомерность отказа. Алгоритм обращения в страховую компанию прост. Для того чтобы связаться со своей страховой компанией, посмотрите ее название (в личном кабинете Госуслуг или на вашем полисе ОМС указаны необходимые контактные данные). Далее необходимо позвонить по телефону контакт-центра и изложить проблему. После вашего звонка страховой представитель предпримет необходимые действия — свяжется с медицинской организацией или с органом управления здравоохранением для решения вашей проблемы.